Учитель музыки и пения

 

Учитель музыки и пения

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством приучения ребенка к добру, красоте и человечности. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки…»

В.А.Сухомлинский

Речь, координация движений, концентрация внимания, развитие памяти, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать – вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

Консультация для родителей "Роль сказкотерапии для детей с ОВЗ"

Музыка на кухне

ДОМАШНИЙ КОНЦЕРТ

Дети и музыка: слушать или нет?

Консультация для родителей по теме: «Музыка и живопись, что общего?»

Музыка в общении с ребенком

Развитие речи ребенка с помощью музыки

Музыкотерапия, как метод психокоррекционной работы  c детьми ОВЗ

Музыкальное воспитание детей с ОВЗ

Развитие речи детей ОВЗ  через музыку

Игровые технологии на уроках музыки

Методические приемы для развития слуха и голоса

Список игр – ритм в стихах

История изучения музыкотерапии

8 марта в кругу семьи!

Чем занять ребенка в Новогодние праздники?

Новый год: история и традиции праздника

Сказка — добрый помощник в воспитании ребенка и самого себя!

Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод в обучении детей с ОВЗ в начальной школе

Сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми.

Для чего нужна музыка

Консультация для родителей «Гигиена и охрана детского голоса».

Праздники дома

Музыкальные игры в летний период

Утренняя музыкальная зарядка

Музыка в семье 

Коррекционная ритмика как средство эффективного развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие речи детей через музыкальные занятия посредством театрализованной деятельности

Особенности музыкальных занятий 

с детьми с ОВЗ в домашних условиях

Актуальность музыкальных занятий даже в домашних условиях для детей с ОВЗ заключается в том, что они позволяют ребенку, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. В связи с этим, можно выделить положительную роль музыкальных занятий в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия и т.д.

Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи:

оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, предоставить возможность ребенку ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично;

нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения;

развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности;

тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; формирование правильной осанки и походки;

обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств.

Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности:

- слушание

- пение

-распевки, потешки, прибаутки,

- пальчиковая гимнастика,

- логоритмические упражнения и музыкально-ритмические движения,

-игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен, музыкально-подвижные игры.

В процессе ознакомления и исполнения песен, дети учатся различать добро и зло, уважать труд людей, бережно относиться к окружающей природе и животным, с любовью и уважением общаться с близкими людьми, умению сопереживать и поддерживать других людей.

Учитывая особенности развития и восприятия детей с ОВЗ, нужно подбирать соответственный этому песенный материал, который должен выполнять не только этическую, нравственную и эстетическую функцию, но и способствовать умственному, физическому и творческому развитию, используя при этом игровые моменты для развития и поддержания интереса к музыкальной деятельности. Для этого исполняются песенки-потешки, попевки, народные прибаутки, скороговорки, игры «в имена», «вопрос-ответ», пение с аккомпанементом и без него. Например, песенки-попевки: «Приди, солнышко», «Зайка», «Ладушки», «Петушок», «Сорока», «Две тетери», «Дождик», «Часики», «Птичка», «Во поле береза», «Как у наших у ворот» и другие.

Например, пальчиковые игры: «Осень», «Капельки», «Капуста», «Мошка», «Веселые ежата», «Мышки-шалунишки», «Лягушата», «Помощники», «Очень вкусно», «Ежик», «Обезьянки», «Цветок» и другие. развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Особый интерес, в связи с этим, представляют пальчиковые игры, которые способствуют естественной связи между движениями рук и произношением слов. Исследователи, занимающиеся изучением механизма речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Пальчиковые игры интересны тем, что представляют собой театр, где актерами являются пальцы и доступность в исполнении. Учитывая все перечисленное, можно отметить, что пальчиковые игры:

Эффективны в работе упражнения на координацию речи и движений: ритмодекламация, логопедическая ритмика, музыкально-подвижные игры. Речь, музыка, движения между собой очень взаимосвязаны и дополняют друг друга. Благодаря этим компонентам активно укрепляется речевой и мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные и детская мимика. Все это вместе взятое повышает интерес детей к занятиям, пробуждает их фантазию.

Ритмодекламация — чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения. Отстранение от пения здесь связано с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребенка говорить) и направлено на развитие речевого и музыкального слуха. Специально подобранные четверостишия помогают детям почувствовать ритм. Применение ритмодекламации помогает формированию естественного звучания голоса, выработки речевого дыхания, выразительности исполнения. Например, стихи: А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, Б. Заходера, русские народные потешки и прибаутки и т. д. Логопедическая ритмика — сочетание слова с движением или пением, способствующим нормализации речи. Способствует развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи, правильного дыхания, слухового внимания, мимики, двигательных умений и навыков. Применяя на занятиях логопедическую ритмику, дети учатся соотносить свои движения с определенным темпом и ритмом, а музыкальное сопровождение развивает слух, музыкальную память. Например, такие игры: «Листочки», «Солнышко и тучка», «Кто скорей возьмет грибок», «Воробьи, воробушки», «Игра в снежки», «Мартышки» и другие.

Особое внимание стоит уделить обучению игре на детских музыкальных инструментах, оценивая большую значимость этого вида музыкальной деятельности. Использование детских музыкальных инструментов дома, таких как: деревянные ложки, бубен, дудочки, самодельные инструменты.

Включение игровых приемов на музыкальных занятиях имеет особое значение, так как игра является основной формой деятельности детей. В играх развивается внимание, память, наблюдательность, воображение, творческие способности, закрепляются навыки движений, которые становятся более точными и координированными, дети приучаются ориентироваться в пространстве, сотрудничать, снижается психоэмоциональное напряжение. Использование игровых приёмов во время занятия способствует поддержанию интереса, удерживает внимание ребенка.

Рекомендации:

Каждый день учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Все мы родом из детства, но как часто мы не понимаем детей и требуем от них взрослого поведения. Проявляя настойчивость, необходимо создавать интерес к деятельности, в процессе которой можно формировать желание учиться. Важно помнить, что учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил.

 

Таким образом, исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, о том, что музыкальное занятие даже в домашних условиях является эффективным и действенным средством в организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ, способствующим развитию положительного психоэмоционального состояния, повышающим интерес к окружающему миру, позволяющим ощущать ребенку себя успешно и комфортно.

 

Структурное подразделение

КОУ Омской области "Адаптивная школа-интернат №17"

644088 г. Омск ул. Энергетиков 64 

тел./факс: 8 (3812) 641241
 
email: gou_internat_3@mail.ru