Развлечения с использованием музыки

Родители могут стать инициаторами в организации в домашней обстановке разнообразной музыкальной деятельности детей, такой как совместное пение или пение взрослым доступных для ребенка песен, игры-забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», игры-драматизации, в которых дети совместно с родителями представляют с помощью простых движений сюжеты знакомых песен, различные пантомимы под музыку, слушание музыкальных композиций, сказок, записанных на аудиокассетах, радио- и телепередач и др.

Правильно организованные развлечения могут сыграть большую роль в создании особой, дружеской, доверительной и творческой атмосферы в семье, что несомненно значимо для ребенка с проблемами в развитии.

Для осуществления всей этой интересной работы в семье должна быть создана соответствующая музыкальная среда, которая предполагает: наличие музыкальной фонотеки, музыкальных инструментов, организацию музыкального общения взрослых с ребенком в процессе слушания музыки. Каждая семья, особенно та, в которой есть дети с проблемами в развитии, должна позаботиться о наличии хотя бы скромной фонотеки, состоящей из подборки аудио- и видеокассет с записью музыки для детей. В последние годы в нашей стране появились готовые комплекты аудиокассет с записями музыкальных произведений для детей. В основном это классическая музыка, предназначенная для слушания, музыка для движений, детские песни, сказки с музыкальным сопровождением.

Основной совет, который можно дать родителям: больше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это занятие правилом, семейной традицией. Если родители сами любят и часто слушают музыку, то и для их ребенка слушание музыки постепенно станет потребностью.

Для общения ребенка с музыкой следует отвести удобное время в режиме дня. Взрослый в этом процессе выполняет ведущую  роль. Он выбирает музыкальное произведение в соответствии с желанием, настроением ребенка или ориентируется на развитие его познавательной сферы, расширение музыкальных впечатлений и т.д. Во время слушания музыки ребенок может сидеть на  своем любимом стульчике, на диване, на ковре в свободной, непринужденной позе и лучше вместе с кем-либо из взрослых. В этот момент его ничего не должно отвлекать. Вместе с тем важно и не переусердствовать. Слушание музыки не должно занимать много времени. Следует отвести для этого примерно 5—10 мин в зависимости от возраста детей, иначе ребенок начнет отвлекаться, потеряет интерес к воспринимаемому произведению.

Чтобы ребенок лучше почувствовал характерные особенности музыкального произведения, можно предложить ему подвигаться под музыку, подбирая при этом движения, соответствующие ее характеру.

Если детям с проблемами в развитии бывает сразу сложно понять содержание музыкального произведения и адекватно отреагировать на него, то родители могут заранее продумать, как, с помощью каких дополнительных средств можно сделать более доступным восприятие музыкального произведения. Например, использование картинки, книжной иллюстрации, близкой по содержанию музыке, игрушки, мимических и пантомимических движений и др. может не только привлечь внимание ребенка, но и помочь ему почувствовать и понять музыку.

Необходимо исполнять детям несложные песенки про птичку, мишку, кошечку и др., поощряя ребенка к подпеванию взрослому, а затем и к самостоятельному их исполнению. Такие песенки можно сопровождать несложными игровыми движениями, что очень нравится детям. У детей накапливается первоначальный музыкальный опыт, что дает им возможность в дальнейшем действовать более уверенно и самостоятельно. Так, например, родители могут, показав 2 — 3 несложных движения, предложить ребенку поплясать под музыку, а в следующий раз попросить придумать свой маленький танец. Можно предложить ребенку поиграть, например, инсценируя хорошо знакомую песенку.

Создание домашнего оркестра является частью музыкальной среды. Хорошо, если кто-либо из взрослых в семье владеет каким-либо музыкальным инструментом. Свои умения надо как можно чаще демонстрировать детям, исполняя на баяне, аккордеоне, гитаре, скрипке и любом другом инструменте музыкальный репертуар, доступный для их восприятия.

Но даже если в доме нет настоящих музыкальных инструментов , то можно приобщать своих детей к игре на простейших музыкальных инструментах, представляющих ударную группу, — барабанчиках, бубнах, колокольчиках, треугольнике, металлофоне, ксилофоне, губной гармонике и др. или на инструментах-самоделках, используя для этой цели некоторые предметы дома и него обихода, например деревянные или металлические ложки коробочки, детские погремушки, пластиковые бутылки, футляры от киндерсюрпризов и т.д.

Одним из компонентов музыкальной среды в доме и одновременно еще одной формой музыкального воспитания в семье являются слушание и просмотр детских радио- и телепередач. Необходимо, чтобы такие передачи ребенок слушал и смотрел не в одиночестве, а с кем-либо из родителей, чтобы взрослый мог объяснить что-то ребенку, привлечь его внимание к тем или иным важным моментам. В таких передачах часто звучат музыка, песни, исполняемые любимыми персонажами, поэтому дети с удовольствием подражая им, быстро запоминая и затем исполняя эти песни самостоятельно.

Итак, главной задачей музыкального воспитания в семье ребенка с проблемами в развитии являются накопление и обогащение средствами музыки опыта эмоциональных переживаний, развитие музыкальных способностей, приобщение к музыкальной культуре.

Структурное подразделение

КОУ Омской области "Адаптивная школа-интернат №17"

644088 г. Омск ул. Энергетиков 64 

тел./факс: 8 (3812) 641241
 
email: gou_internat_3@mail.ru